Выступление: фокус на аудиторию

Выступление: фокус на аудиторию

Залог удачного выступления - этап предварительного знакомства с аудиторией. Удивительно мало людей интересуется своими слушателями при подготовке презентаций, и это в разгар эпохи социальных сетей и интернет-ресурсов. Презентация должна подходить аудитории так же, как одежда ситуации. Если вы готовите презентацию для знакомых коллег, то уже представляете их интересы и позиции сторон. Если же встреча с аудиторией предстоит впервые, обратите внимание на возраст, профессию и должность людей.

Условно аудиторию можно разделить на три типа:

  1. эмоциональные,

  2. любители фактов,

  3. визионеры.

Как понять, кто перед вами?

Эмоциональные. Обычно это люди творческих профессий — дизайнеры, арт-директоры, фотографы, создатели рекламы.

Они любят чувства, красоту, идеи и быстро составляют мнение о вас и вашем выступлении, поэтому важно с порога настроить их на свою волну. Чтобы получить доверие такой аудитории, используйте эмоции. Это может быть шутка или сильный образ-впечатление.

Как сделать презентацию для эмоциональных людей? Используйте яркие убеждающие визуальные образы, в которых настроение важнее всего.

Любители фактов. Это ученые, бухгалтеры, IT-специалисты, юристы. Им не так важны эмоции, они хотят видеть диаграммы и статистику, цифры и факты, рассказ о конкретных возможностях продукта или условия предложения.

Убеждать их лучше через факты, например, при помощи диаграмм и графиков.

Презентации для них строятся в более спокойном стиле, а сам рассказ опираться на экспертизу и оценки. Это не значит, что такие презентации обязательно должны быть сложными и скучными. Важно  сделать презентацию с фактами еще и интересной.

Визионеры. К визионерам относятся все стратегически мыслящие люди — менеджеры, руководители, совет директоров. Им одинаково важны как факты, так и эмоции, потому что они думают результатами на будущее. Предлагайте им решения, цифры и рисуйте картину того, как это изменит ситуацию в будущем. Покажите визионерам как личные выгоды, так и выгоды для компании, а может и общества в целом.

Как правило, аудитория состоит из совершенно разных типажей, которые требуют разные форматы защиты ваших идей, или продажи нового продукта. Выбирая один  универсальный подход на все случаи жизни, мы рискуем разочаровать  часть аудитории, а значит не получить ожидаемого результата. При подготовке выступления профиль аудитории имеет первостепенное значение. Поэтому важно проработать ответы на ряд ключевых вопросов:

Ключевое сообщение

  • В чем заключается ваше сообщение, и какой реакции аудитории на него вы ожидаете?

  • Каких шагов можно ждать от аудитории по итогам презентации, если смотреть на вещи реалистично?

  • Каких действий вы хотели бы от слушателей после того, как они услышат ваше сообщение?

Контент

  • Какой стиль подачи и какой язык найдут отклик у аудитории?

  • Что им уже известно?

  • Есть ли что-то такое, чего они не знают и о чем вам, возможно, требуется рассказать?

Дизайн

  • Какие презентационные инструменты следует выбрать?

  • Как можно использовать визуальные материалы, чтобы наладить контакт с аудиторией?

Разная аудитория требует разного подхода. Поскольку в основе любого подхода лежат одни и те же составные элементы — ключевое сообщение, контент и дизайн, — их следует применять с оглядкой на конкретную аудиторию. Эмоциональная аудитория не извлечет пользы из слишком большого количества данных. Визионерам требуются выводы о ситуации в целом. Любителям фактов нужно больше подробностей, чем остальным.

Именно поэтому важно держать фокус на аудитории и во время выступления и на этапе подготовки. 

Бизнес-тренер Марина Чернухина

 


Все новости