Специалист в области маркетинга – Андрей Калиниченко, активно участвовавший в реализации таких проектов, как «Бахетле», «Агава» и «Ирбис», рассматривает понятие «бренд» как виртуальную личность, обладающую отличительными особенностями, имиджем, репутацией, философией, внутренними ценностями и харизмой.
«При создании бренда важно быть честным не только с людьми, но и с самим собой. Не нужно притворяться тем, кем ты не являешься, и заниматься бизнесом, который тебе не нравится», — говорит он.
Три зоны – три аромата
Неотъемлемая цель каждого бренда — зарекомендовать свою марку. По мнению эксперта, клиент, чтобы стать постоянным покупателем компании, всегда должен чувствовать заботу и защиту с ее стороны.
Ключевым элементом любого бренда является логотип, который одновременно сочетал бы в себе простоту и индивидуальность. Благодаря этому создается уникальность компании.
Поддержать и развить ее можно с помощью разнообразных точек контакта: визиток, вывесок, интернет-сайтов, а также продуктов аромо маркетинга. Последним на современном рынке уделяется особое внимание.
«Знаете ли вы о трех ароматических зонах «Ikea»? Первая – фаст-фуд. Запах белого жареного хлеба вызывает аппетит. Вторая – место продажи постельного белья и кроватей. Здесь чувствуется запах лаванды, ассоциирующийся со свежестью. Третья зона – склады, проходя мимо которых, мы ощущаем запах только что спиленного дерева. Все эти ароматы созданы искусственным путем, с целью побудить человека сделать ту или иную покупку».
Маркетинг микс
Успешный план развития бизнеса кроется в перечне маркетинговых составляющих, именуемом «маркетинг микс». На данный момент в него входит 10 пунктов, каждый из которых направлен на моделирование структуры и внешнего облика бренда.
Место продажи также характеризует и позиционирует ваш бренд. Здесь нужно вспомнить о перечисленных точках контакта и выбрать подходящий подстиль конкретной организации — метод «общения» с клиентом.
Важный момент в сфере любого современного проекта – PR-связь с общественностью. Это не связанные напрямую с бизнесом события вокруг компании, но интересные для самой публики.
Андрей приводит такой пример из личного опыта:
«На одной из АЗС «Ирбис» произошла авария, вследствие которой машины начали заправлять не бензином, а канализационными стоками. Это был скандал, но он привлек колоссальное внимание».
4 правила для персонала
Большое значение в становлении и развитии марки имеет качественный подбор и обучение персонала. Специалист уверен, что работающие в компании люди, могут загубить бренд, не смотря на количество вложенных вами денежных средств и потраченного времени.
«По отношению к персоналу нужно выполнять четыре простые вещи: грамотно его набирать, обучать, вдохновлять и контролировать. У нас принято лишь контролировать. Это и является крайне распространенной ошибкой», — говорит Калиниченко.
Во избежание конфликтов и недопонимания среди сотрудников (внутренней транзакции) важно иметь продуманную технологию всех бизнес-процессов.
Маркетолог подчеркивает, что на современном российском рынке многие начинающие организации игнорируют составление плана развития, который для успешного функционирования компании должен быть построен минимум на 3-5 лет вперед.
Улыбка и уважение
К персонализации бренда стоит подойти взвешенно и обдуманно. Не следует стремиться удовлетворить желания всех клиентов: «Это невозможно!» Необходимо определить свою целевую аудиторию.
Как уверяет специалист, без энергии и душевной отдачи невозможно продвинуть ни одно дело:
«Мир перестал быть рациональным. Сейчас все построено исключительно на эмоциях людей. Однажды, встретив в «Бахетле» одинокую бабушку, я спросил, что привело ее в этот магазин, ведь рядом с домом полно супермаркетов, в которых не так людно и более спокойно. Тогда она ответила, что только здесь к ней относятся с улыбкой и уважением».
При полном анализе представленных стандартов и учете существующих тенденций можно не просто создать успешный бренд, но и внести вклад в непосредственное развитие общества и страны в целом.
Автор – Кристина Полетаева