Хотим тимбилдинг, или Командообразование: для чего, для кого?

Хотим тимбилдинг, или Командообразование: для чего, для кого?

«Хотим тимбилдинг провести для сотрудников….»

С этих слов начинается большая часть клиентских запросов на командообразование. И вот здесь все, действительно, только начинается!

Многих удивляют вопросы: «Для чего вам командообразование?» и « С какой целью вы хотите провести тимбилдинг?», — ведь ответ очевиден – «Чтобы сплотить людей». О чем здесь вообще можно разговаривать? А давайте рискнем и поговорим! :-)

Классическое определение сплоченности – это «мера взаимного тяготения участников группы друг к другу и к группе».

Однако в этом безусловно прекрасном качестве и свойстве присутствует тонкий момент: что вы будете делать, если ваши сотрудники будут сплоченно пить чай или сплоченно саботировать ваши распоряжения?

Вопрос риторический, ответа не требует (с).       

Да, не будем отрицать, возникновение внутри коллектива положительных эмоциональных связей часто бывает важно и нужно.

Огромное количество торговых и производственных компаний сталкиваются с тем, что вместо того, чтобы все силы направлять на победы на рынке, их сотрудники с маниакальным упорством вставляют палки в колеса собственным коллегам (продавцы обвиняют службу доставки, склад ругает бухгалтерию, а бэк-офис постоянно дискутирует с юристами).

Почему? По отдельности все они – замечательные люди, адекватные, мыслящие, понимающие…

Все просто: работает эффект «МЫ-ОНИ» («мы хорошие, они плохие»), который возникает, когда сотрудники разных отделов мало контактируют лично и идентифицируют себя, в первую очередь, с отделом, а не с компанией.

Эффект «МЫ-ОНИ» в организации легко снимается за счет личного знакомства и переживания общего положительного опыта взаимодействия с представителями соседних отделов.

Вот здесь-то и выясняется, что Мария Витальевна, та самая грымза из юридического департамента, на самом деле милейшая женщина, с замечательным чувством юмора и бешеной целеустремленностью, а суровый молчун Марат из отдела логистики – надежный мужик, который говорит редко, но если уж скажет, так сразу предлагает золотое решение.

И регулировать некоторые рабочие вопросы сотрудникам становится легче.

Чаще всего, командообразующие мероприятия в общественном сознании ассоциируются именно с этим результатом, научными умами именуемым командным духом — положительный заряд, буря эмоций, ощущение победы, завязывание неформальных контактов внутри организации, повышение мотивации на совместную работу, — все это он.

Однако командообразование работает не только на усиление и укрепление командного духа организации, в рамках мероприятий по тимбилдингу можно отработать еще и командные навыки, например такие:

  • умение ставить общую цель, за достижение которой каждый участник принимает на себя ответственность;
  • развитие навыков самомотивации и конструктивного совместного поведения;
  • осознание каждым членом команды своего места и роли в ней, а также развитие собственных сильных сторон в командной работе (кто-то является гениальным создателем новых креативных идей, кто-то замечательно видит тонкие места в тактике выполнения, кто-то находится в постоянном поиске возможностей и вариантов, а кто-то легко, быстро и четко реализует задуманное на практике);
  • развитие гибкости при выборе стиля лидерства, оттачивание навыка назначения лидера в зависимости от задачи, стоящей перед командой и др.

Командные навыки важно бывает отточить любым уровням в организации, в том числе:

  • проектным командам — чтобы максимальное количество времени тратить не на препирания, а на движение к цели,
  • управленческим командам — чтобы существовать в едином информационном поле и общаться на одном языке, понимая друг друга с полуслова,
  • функциональным командам – чтобы обеспечить сквозное выполнение бизнес-процесса.

В каких ситуациях организации испытывают потребность в командообразовании?

Примеров немало:

  • компания достаточно быстро выросла, произошел сильный приток новичков, которых необходимо быстро адаптировать и включить в коллектив;
  • компанию ждут серьезные потрясения и изменения (или они только что произошли): реорганизация, слияние, поглощение, — для того чтобы усилить внутреннюю гибкость организации и ее структуры;
  • необходимо создать дополнительный мотивационный заряд на работу (был тяжелый год, начинается сезон, планируется выполнить большой объем работ в сжатые сроки и т.д.);
  • перед организацией стоят амбициозные цели и важно, чтобы каждый сотрудник был направлен на их достижение и был готов брать на себя ответственность за конечный результат;
  • в организации стоит задача укрепления корпоративной культуры и повышения лояльности к компании;
  • есть необходимость в развитии навыков лидерства, командного взаимодействия, усиления доверия между членами команды и др.

За командообразование сейчас берутся самые разные компании из разных сфер – туристические компании, праздничные агентства, организации, занимающиеся промышленным альпинизмом и экстремальным туризмом, пейнтбольные, парашютные, самолетные клубы и многие-многие другие.

Все они работают с командным духом, с эмоциями. Но нам бы хотелось заострить ваше внимание на ЦЕЛИ тимбилдинга: чего ради мы сотрудников заряжаем и какое отношение это будет иметь к дальнейшей работе?

В любом командообразовании (будь-то тренинг или корпоративное мероприятие) важен совместный анализ, проведение параллелей между непосредственной профессиональной деятельностью и тем, что происходит сейчас, а иначе это лишь эмоциональный гейзер, который может выстрелить в любом направлении и не факт, что нужном нам.

И здесь на первое место выходит профессионализм инструктора или тренера, его умение работать в рамках целей и миссии организации Заказчика.

Майкл Джордан однажды сказал: «Игры выигрывают игроки, а чемпионаты – только команды». Важность командной работы в современных бизнес-условиях сложно переоценить, главное понимать: под какие задачи мы создаем команду и с какой целью.

Удачной вам командной работы!


Все новости